Российская Федерация – правовое государство, в котором каждый гражданин имеет полное право на недвижимое имущество. С целью организации нормальных жилищных условий всем жителям России правительство приняло большое количество законов, которые регламентируют многие вопросы, касающиеся улучшения и приобретения жилья со стороны нуждающихся в этом людей. Большинство законодательных положений по данной теме представлены в Жилищном кодексе РФ (далее – ЖК РФ).

В данном законодательном акте содержится весь перечень тех категорий лиц, которые могут претендовать на получение или улучшение жилья от государства. При наличии вопросов по данной теме необходимо обращаться именно к статьям ЖК РФ. Наиболее важные законодательные положения из ЖК РФ по рассматриваемому нами вопросу содержаться в главе 7, которая регулирует основания и порядок предоставление жилья по договорам социального найма (то есть от государства).

ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, однако при разработке и реализации своей Концепции жилищной политики также ориентируется на нормы жилищного законодательства. Так, одним из оснований для постановки работника ОАО «РЖД» на учет для предоставления корпоративной поддержки при приобретении (строительстве) жилого помещения в собственность является нуждаемость в улучшении жилищных условий (пункт 2 раздела II Правил предоставления работникам ОАО «РЖД» корпоративной поддержки…, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 21.07.2020 г. №1555/р).  В этом случае нуждаемость определятся в соответствии со статьей 51 ЖК РФ. Эта статья определяет все категории граждан, которые могут претендовать на улучшение жилищных условий.

Точнее, положения данной статьи гласят, что получить или улучшить жилье могут:

  • граждане, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • граждане, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • все граждане, которые на данный момент времени проживают в помещениях, несоответствующих установленным для жилых помещений требованиям;
  • граждане, которые проживают в одном помещении с больным тяжелым хроническим заболеванием и не имеют возможность съехать или пересилить больного (перечень заболеваний утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н).

Рассмотрим нюансы.

По первому случаю все понятно. Чтобы получить или улучшить свои жилищные условия у гражданина и членов его семьи не должно быть жилья.

Во втором случае допускается наличие у гражданина какого-либо жилья, однако воспользоваться правом на улучшение жилищных условий он может при условии, что общая площадь жилья, имеющегося у гражданина и членов его семьи, не превышает учетной нормы на одного человека. 

Пункт 4 статьи 50 ЖК РФ определяет учетную норму, как минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данная норма устанавливается органом местного самоуправления и ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

В таблице ниже представлены учетные нормы, установленные органами местного самоуправления населенных пунктов на территории Красноярского край, Иркутской области, Кемеровской области и республики Хакасия:

Регион  Населенный пункт Учетная норма, кв.м. 
Красноярский край Ачинск 12
Красноярский край Березовка 12
Красноярский край Боготол 11
Красноярский край Большая Мурта 12,5
Красноярский край Большеулуйский район 16,4
Красноярский край Бородино 15
Красноярский край Дивногорск менее 15
Красноярский край Емельяновский район менее 15
Красноярский край Енисейск 12
Красноярский край Енисейский район 13
Красноярский край Есаулово 14
Красноярский край Железногорск 14
Красноярский край Зеленогорск 15
Красноярский край Идринский район 18
Красноярский край Иланский менее 16 (в общежитии менее 7)
Красноярский край Канск менее 12
Красноярский край Канский район 12
Красноярский край Кедровый 13
Красноярский край Краснотуранский район 15
Красноярский край Красноярск менее 12
Красноярский край Лесосибирск менее 12
Красноярский край Минусинск 9
Красноярский край Минусинский район 12
Красноярский край Назарово 15
Красноярский край Нижнеингашский район 12
Красноярский край Норильск 11
Красноярский край Октябрьский 12
Красноярский край Партизанский район 15
Красноярский край Пировский район 15
Красноярский край Рыбинский район 15
Красноярский край Саянский район 15
Красноярский край Солнечный, ЗАТО 12
Красноярский край Сосновоборск 12
Красноярский край Тюхтетский район 15
Красноярский край Уяр менее 12
Красноярский край Шарыпово менее 7
Иркутская область Иркутск менее 15
Иркутская область Тайшет 14
Кемеровская область Кемерово 10
Кемеровская область Мариинский район 12,5
Кемеровская область Междуреченск 12,5
Кемеровская область Тяжинский район 12,5
Республика Хакасия Абакан 7
Республика Хакасия Аскиз 14
Республика Хакасия Бейский район 11
Республика Хакасия Саяногорск менее 8
^ Наверх