На сети отечественных железных дорог 85 лет назад впервые появились официальные жилищные отделы. Эту дату специалисты секторов корпоративной жилищной политики всех магистралей страны считают своим профессиональным праздником.

 – Алексей Владимирович, с чем исторически была связана необходимость формирования такой структуры?

– Жилищные отделы управлений железных дорог были организованы в 1936 году специальным приказом № 51/Ц народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича. На тот момент времени они назывались жилищно-коммунальным отделами. Создание таких отделов было осуществлено в целях освобождения служб и дистанций пути от выполнения работ и обязанностей, не связанных с содержанием пути и выполнением путейской программы.

И действительно, с самого открытия 11 ноября 1837 года первой железной дороги в России, именно подразделения хозяйства пути занимались строительством не только самих железных дорог, но и целых населённых пунктов.

– Откуда можно вести отсчёт истории жилищно-строительного сектора на полигоне нашей Красноярской магистрали?

– Начальной точкой стоит принять конец XIX века, когда в наших краях стартовала прокладка Великого Сибирского пути. При возведении Транссибирской магистрали на территории Енисейской губернии силами железнодорожников были заложены не только станции, но и пристанционные посёлки. Именно так возникли Боготол, Уяр, Иланская – ныне не только важные железнодорожные узлы, но и крупные населённые пункты края. Железнодорожные слободы появились и в уже существовавших городах, например, в Красноярске и Ачинске.

А при строительстве в середине XX века на территории Хакасской АССР железной дороги из Новокузнецка в Абакан, а затем так называемой «Трассы мужества» от Абакана до Тайшета были построены посёлки для проживания железнодорожников. В городе Абакан такой посёлок сегодня известен, как «Микрорайон МПС».

– Как проходило становление жилищной работы?

– На протяжении всей 85-летней истории жилищные отделы управлений дорог претерпевали многочисленные изменения. Так, в 1947 году на Красноярской магистрали жилищно-коммунальный отдел был реорганизован в службу зданий и сооружений. Позднее, в 1953 году служба снова изменила свой статус и стала называться службой пути, зданий и сооружений. В 1959 году этой структуре вернули название, использовавшееся до 1953 года, а в 1966 году переименовали в службу гражданских сооружений.

Спустя почти 40 лет, в 1997 году на базе Дорожного строительно-монтажного треста и службы гражданских сооружений был организован Дорожный ремонтно-эксплуатационный центр, который действовал до 2003 года, когда вновь была создана служба гражданских сооружений. В её производственно-техническом отделе и находился жилищный сектор. А с 2012 года жилищный отдел входит в структуру службы управления персоналом Красноярской железной дороги.

Несмотря на постоянные структурные преобразования функция по управлению жилищным хозяйством железнодорожного транспорта была неизменной. Так, например, если сегодня вопросы ввода в эксплуатацию жилых площадей, улучшение содержания жилищного фонда, его распределения обсуждаются на региональной жилищной комиссии, то в далёкие 1960 годы аналогичные проблемы и задачи решались на пленумах дорпрофсожа железной дороги.

Интересной находкой является приказ начальника Восточно-Сибирской железной дороги от 7 октября 1963 года №21021/ 19/Н «Об упорядочении использования ведомственных и служебных жилых помещений».

В этом документе отмечается неудовлетворительная работа по выселению лиц, потерявших связь с транспортом, на Красноярском, Улан-Удэнском и Братском отделениях дороги в соответствии со статьёй 62 Основ гражданского законодательства СССР от 8 декабря 1961 года.

Эта статья предусматривала особые случаи выселения из домов предприятий, имея при этом большое государственное значение в укреплении трудовой дисциплины и закреплении постоянных кадров на предприятиях железнодорожного транспорта.

– Службой пройден большой исторический путь, на котором было много труда, свершений, успехов. Каковы, на ваш взгляд, основные итоги этой деятельности в границах современной Красноярской магистрали?

– Пожалуй, самое основное заключается в том, что за 85 лет на Красноярской железной дороге был сформирован огромный жилищный фонд, посчитать который сейчас не представляется возможным.

И всё же по некоторым сохранившимся документам мы можем получить представление о масштабах этого строительства.

Обратимся, например, к перечню передаваемых в муниципальную собственность города Красноярска находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения Бугачской дистанции гражданских сооружений Красноярского отделения КрасЖД МПС России. Этот перечень прилагался к постановлению администрации города от 8 июня 1999 года (№308). Из документа видно, что силами железной дороги были построены практически все жилые дома Железнодорожного и Октябрьского районов Красноярска. Конечно, часть жилых домов, особенно возведённых до пятидесятых годов XX века, сейчас уже снесены.

Однако большинство домов стоят и сегодня, формируя современный облик краевого центра.

Отмечу, что большая часть квартир в построенных домах была передана их нанимателям – работникам Красноярской железной дороги по программе приватизации.

Активная работа в сфере жилищной политики продолжается на Красноярской магистрали и по сей день.

Осенью прошлого года в ОАО «РЖД» утверждена и вступила в силу новая концепция жилищной политики. Она предполагает широкий спектр поддержки железнодорожников в этих вопросах. Этот документ является нормативной основой регламента использования служебного жилья и корпоративной поддержки работников предприятий Красноярской дороги в части аренды и приобретения квартир и домов.

Артём Яковлев

Источник: Яковлев А. Служба строить и жить помогает [Электронный ресурс] // Газета "Красноярский железнодорожник". 2021. 28 мая. URL: https://gudok.ru/zdr/176/?ID=1566279

^ Наверх